Главная Новости

Лаковая миниатюра

Опубликовано: 06.10.2018

видео Лаковая миниатюра

Сделано в Кузбассе HD: Создание лаковой миниатюры

Миниатюрная лаковая живопись на папье-маше возникла в селе Федоскино Московской области в конце XVIII - начале XIX веков.


МК-Лаковая Миниатюра

 

Особая творческая манера письма выработалась в федоскинской миниатюре.

 

На папье-маше по черному фону производится роспись масляными красками, а затем покрывается лаком. Характерными для этой росписи есть ясное и четкое композиционное построение, лаконичный и реалистически обобщенный рисунок, небольшое количество фигур, яркие локальные цвета. В творчестве федоскинцев можно встретить различные темы: хоровод, чаепитие, тройка, освоение космоса, революция и другое. ( "Первый трактор" и "Осень" Г. И. Ларишев, "Лампочка Ильича" М. С. Чижов).

С XIX века известны такие декоративно-орнаментальные росписи: роспись под "шотландку", которая имитирует клетчатые ткани (обычно мелкие узоры на косых клетках исполнены на черном фоне, реже на светлом); под "черепашку" имитирует узоры черепаховых пластин (по коричневому фону золотистые разводы); "скань".

После 1917 года возникли другие центры лаковой миниатюры - Холуя, Мстёры, Палех. Технологию изготовления лаковых изделий из папье-маше они взяли у федоскинцев. Самым крупным является село Палех Ивановской области. В течение многих столетий здесь процветало мастерство иконописи. Из этого наследия все лучшее было привнесено в лаковую миниатюру. Палехские лаковые миниатюры представляют своеобразный вид темперной росписи. Вот имена некоторых палехских художников: И. И. Голиков, И. В. Маркичева, Н. М. Зиновьев, И. И. Зубков, А. И. Ватагина, И. М. Баканова. Палехских мастеров отличает яркая творческая индивидуальность. Создают они композиции на самые разные темы, например сцены из русских сказок ("Кузнецы" и "Поединок" Д. Н. Буторина, "Битва" И. И. Голикова).

Еще один известный центр миниатюры - село Мстёра Владимирской области. Мстёрская лаковая миниатюра имеет свой особый характер. В ней игнорируется черный нейтральный фон. Окружающий мир воспроизводится условно. Роспись яркая, без цветовых контрастов, преобладают теплые тона: красный, золотистый, белый при звучном голубом и зеленом. Рисунку характерен динамический ритм в причудливых изгибах берегов и зеленых и красных горок, в крутых завитках волн, в изогнутых животных, в густых "барашках" облаков. Люди изображаются приземистыми. ("Колхоз на покосе" В. Н. Овчинникова, "Василиса Прекрасная" И. А. Фомичева, "Триумф победы" и "Взятие Казани Иваном Грозным" Н. И. Антоновского, "Партизаны" И. Н. Морозова, "Возвращение на освобожденные места И. А. Серебрякова).

Село Холуй Ивановской области самый молодой центр лаковой миниатюры. Возник на базе иконописного ремесла. Характерным есть реалистическая передача окружающего мира и почти полностью отсутствует черный фон, сложные многофигурные композиции. Росписи строятся на контрасте холодных и теплых тонов. Фигуры и предметы трактуются объемно. Фигуры людей отличаются удлиненными пропорциями. Известные мастера этого промысла - Н. Н. Денисов, С. А. Мокина, И. Б. Бабурина, В. Д. Пузанова, Б. В. Тихонравова, К. В. Костерина.

rss