Сквозь цветные стекла

Опубликовано: 24.08.2018

видео Сквозь цветные стекла

Мир сквозь цветные стекла

Использование светофильтров позволяет выявить тонкие цветовые характеристики космических объектов.

Окружающий мир радует наш глаз богатством цветов и оттенков. Мы видим различные предметы цветными, потому что их поверхность отражает не весь падающий на нее свет, а лишь лучи определенных цветов, поглощая остальные. Отраженные лучи, попадая в наш глаз, создают в нем цветное изображение. Так, например, чистый снег отражает все падающие на него лучи и кажется белым, красный материал отражает только красные лучи, а остальные поглощает, зеленая листва отражает в основном зеленые лучи.


Мир сквозь цветные стёкла

С другой стороны, всякое цветное стекло пропускает лучи только своего цвета: красное - красные, синее - синие, зеленое - зеленые. Поэтому, если посмотреть на окружающие предметы через зеленое стекло, мы хорошо увидим только те из них, которые отражают зеленые лучи, то есть имеют зеленый цвет. Все остальные предметы будут казаться нам черными или, во всяком случае, темными.


Эффект съемки через стекло в Фотошоп. Создаем дождливые пейзажи в стиле Эдуарда Гордеева

Светофильтры - смотрим на мир через цветные стекла

Если сфотографировать какой-либо объект через цветное стекло - светофильтр, то на негативе темными получаются лишь те детали, которые имеют цвет светофильтра. Остальные детали окажутся светлыми. Такой способ позволяет выявить тонкие цветовые характеристики различных космических объектов. Разумеется, это только принцип - в действительности наблюдения с помощью светофильтров значительно сложнее.

Некоторые светофильтры, например желтые и красные, можно приобрести в фотомагазинах, другие - изготовить самостоятельно. Процесс не очень сложен. Для этого нужно взять неотснятую и непроявленную фотопластинку и в темноте погрузить ее на некоторое время светочувствительным слоем вверх в раствор фиксажа. Отфиксированная эмульсия станет прозрачной, и ее можно окрасить с помощью имеющихся в продаже анилиновых красок, обычно применяемых для крашения тканей. Краску надо растворить в воде, лучше всего дистиллированной, и опустить в нее пластинку, как и всегда, эмульсией вверх. После нескольких минут обработки пластинку вынимают из раствора и высушивают. Затем из нее вырезают алмазом два одинаковых светофильтра нужных размеров и складывают вместе эмульсией к эмульсии. В таком положении стекла склеиваются бумажной полоской.

Изготовленные подобным способом светофильтры при визуальных наблюдениях помещают между окуляром и глазом, а при фотографировании - между объективом и фотопластинкой.

При изготовлении светофильтров рекомендуется использовать следующие анилиновые красители. Чтобы окрасить эмульсию в желтый цвет - аурамин, в красный - конго-рот, в зеленый - анил-зеленый Б или метил-грюн, в синий - анилин блау или анил-синий.

Для более или менее серьезных наблюдений с помощью светофильтров желательно хотя бы приблизительно знать, какие лучи пропускает тот или иной светофильтр, а какие задерживает. Чтобы выяснить это, необходим простейший спектроскоп.

В щель спектроскопа направляют рассеянный солнечный свет. Прибор разлагает его в спектр. Взглянув в окуляр, мы увидим цветную полоску с постепенным переходом цветов от красного до фиолетового, перерезанную темными линиями-линиями поглощения. Каждая из них соответствует определенному химическому элементу и определенной длине световой волны (см. рисунок). Затем перед щелью спектроскопа надо поместить исследуемый светофильтр и заметить, как изменился вид спектра (какие области из него выпали).

Сравнив полученный с помощью светофильтра спектр с рисунком и таблицей, можно определить пропускную способность данного светофильтра.

Более точное исследование спектральных характеристик светофильтров может быть проведено только в лабораторных условиях.

rss